Что должны знать родители будущего первоклассника, или Готовность к школе

Что должны знать родители будущего первоклассника, или Готовность к школе

Что же такое «готовность к школе», что должны знать родители будущего первоклассника, чтобы их ребенок отправился в школу с удовольствием и радовал хорошей учебой?

Кажется, еще недавно ваш ребенок лепетал первые слова, делал первые несмелые шаги и вот уже пора собираться в школу. Современные дети идут в школу в шесть лет, некоторые в семь. Но иногда ребенок, достигший установленного «школьного» возраста, не желает идти в школу или испытывает явный дискомфорт, оказавшись за школьной партой.

Готовность к школе подразумевает не только умение считать и читать, хотя многие родители делают упор только на эти умения. Наиболее важна психологическая и социальная готовность. Затем только идёт интеллектуальная готовность и, конечно же, физическая.

Для успешного обучения в школе важна зрелость психики ребенка. Психологическая готовность является основой для нормального обучения в совершенно новых для ребенка условиях школьной среды. Наличие учебной мотивации у дошкольника свидетельствует о его психологической зрелости, о том, что он готов стать первоклассником.

Ребенок в 6 лет хорошо понимает «что хорошо, и что – плохо», умеет сказать «нет» сверстнику, предлагающему что-то не совсем позволительное и даже объяснить, почему он не соглашается совершать нехороший поступок. Конечно, само собой такое понимание к дошкольнику не приходит, важна каждодневная работа родителей в этом направлении. Такие дети успешно воспринимают новые формы общения в школьной среде, стремятся совершать хорошие поступки. Если же социальная готовность отсутствует, есть вероятность, что ребенку будет сложно входить в школьную жизнь, возможны конфликты с одноклассниками и даже учителем.

Если ваш ребенок без принуждения в дошкольном возрасте овладел основами математики, научился читать и даже писать, конечно же, это здорово. Но не все дети проявляют стремление к счету и чтению в дошкольном возрасте. Родители не должны сравнивать своего ребенка с соседним чадом, свободно читающим в пять лет толстые фолианты! Гораздо важнее дать ребенку знания об окружающем мире, основы математики. Здорово, если дошкольник понимает причинно-следственные связи и может из них вывести простейшие закономерности.

Ребенку намного легче учиться в школе, если ему нравится узнавать новое, у него развита речь, мышление, воображение, уровень памяти находится на достаточном уровне.

Крепкое физическое здоровье несомненно важно для первоклассника. При определении физической готовности к школе обращают внимание на развитие двигательных навыков, тонких моторных координаций. Работоспособность ребенка напрямую зависит от зрелости организма.

Заключение о готовности к школе дается на основании оценок и критериев видов готовности.
По результатам тестирования специалист сделает вывод насколько у ребенка развито мышление, навыки слушать и слышать, готовность выполнять задание после объяснения и показа образца для его выполнения, уровень развития психики будущего школьника.

Наиболее популярным считается ориентационный тест Я. Йирасека. Тест содержит 4 части.
В первой части ребенку предложат нарисовать человека, затем придется копировать предложение, написанное письменными буквами. В третьем задании предлагается срисовать точки. Четвертое задание – анкетирование. Вопросы самые разнообразные: перечислить виды транспорта, назвать разницу между молодым и старым человеком, ответить – для чего человеку заниматься спортом?

Для определения уровня готовности к школе применяют также тест «Лабиринт». Оказывается, лабиринты в детских журналах и книжках публикуют не просто для развлечения. Умение пройти лабиринт свидетельствует о наглядно-схематическом мышлении, психологической стрессоустойчивости.

По результатам тестирования выделяют уровень готовности к школе. Хорошо, если это высокий или средний уровень. А вот уровень готовности ниже среднего или низкий сигналят о проблемах, которые возникнут во время учёбы в школе.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок не оказался в группе с низким или ниже среднего уровнем готовности к школе.
Ребенок с высоким уровнем подготовки имеет хорошее физическое развитие, отличный фонематический слух, рука его готова к письму. Такой ребенок отличается широким кругозором, богатым словарным запасом, умеет читать словами, хорошо пересказывает тексты, понимает переносный смысл слов, знает цифры, управляет своим поведением, хочет учиться.
Дети с низким уровнем подготовки к школе имеют хорошее физическое развитие, узкий кругозор. Рука у них, в большинстве случаев, е готова к письму, дети имеют небольшой словарный запас. Им сложно пересказать текст без помощи взрослого. В большинстве случаев такие дети не имеют желания учиться.

Иногда после тестирования родители узнают, что у их ребенка низкая готовность к обучению, а в некоторых случаях неготовность к первому классу. Не стоит впадать в панику после такого вердикта. Лучше прислушаться к советам грамотного психолога, педагога, врача и выполнять их рекомендации. Возможно, пройдет год, и ваш ребенок созреет физически и психологически и порадует результатами теста родителей и педагогов.

Но ничего не происходит само собой. В течение года родителям придется отложить некоторые свои дела, отказаться от привычки подолгу «зависать» в смартфоне или ноутбуке, а уделять высвободившееся время для занятий с ребенком. Но важное условие – занятие должны быть интересны ребенку. Не следует насильно усаживать ребенка заниматься. Проявите фантазию, завуалируйте занятия под игру. Подготовить руку к письму помогает не только написание крючков и точек, но и рисование. Если ребенок любит рисовать машинки, рисуйте машинки, но только каждый раз усложняйте изображение. Рисуйте не только фломастерами, но и красками. Это очень важно.

Дети с низкой готовностью к обучению не любят складывать пазлы. Не заставляйте их. Лучше разрежьте несложную картинку на несколько прямоугольников и предложите сложить. Радость от удачно выполненного задания придаст ребенку уверенности и он перестанет отказывается от такой игры. Постепенно усложняйте разрезанные фигуры, это могут быть треугольники и квадраты.
Обязательно читайте ребенку книжки. Предлагайте запомнить смешную скороговорку. Соревнуйтесь, кто быстрее запомнит её.
Разговаривайте с ребенком! Монолог родителя – это не разговор! Беседуйте о погоде, друзьях, мультиках, настроении…

Источник